Ранние работы Морриса

02.09.2020

Ранние работы Морриса с очевидностью показывают, что дюшановские реди-мейды тоже содержали в себе перформативное, языковое измерение, упущенное из виду рецепцией Дюшана в послевоенный период и состоящее в том, что произведение искусства можно «создать», просто назвав его таковым, — что приводит нас к своего рода административному, или юридическому, определению искусства.

Так, в работе «Заявление об эстетической аннуляции» ( Моррис отменяет художественную ценность своей чуть более ранней работы «Перечни» (1963) — потому что, как свидетельствует нотариально заверенный документ, включенный в «Заявление», коллекционер, намеревавшийся приобрести эту работу, не заплатил за нее, — и тем самым лишает это произведение его «имени». Эта юридическая, или административная, система конвенций, в рамках которой (временно) устанавливается значение, — одна из стратегий, вскоре взятых на вооружение концептуальным искусством в качестве альтернативы онтологическому или «сущностному» определению художественного произведения.

Сайт любимого казино заблокирован? Переходите на зеркальную копию тут и продолжайте игру.

Поскольку эти конвенции являются внешними по отношению к идее самодостаточного и автономного произведения, основанная на них эстетика может быть названа ««эстетикой восполнения» (aesthetic of the supplement). С разными формами этой эстетики, образующей непосредственную предысторию концептуального искусства, мы сталкиваемся и в других работах Морриса — таких, как «Ящик со звуками его изготовления» (1961) или «Картотека» (1962). Стратегия Морриса состоит в том, чтобы акцентировать моменты, выходящие за рамки модернистской концепции обособленного и автономного художественного объекта и тем самым ее подрывающие. Так, «Ящик со звуками его изготовления» представляет собой традиционный скульптурный куб (классическая параллель прямоугольнику живописной картины), однако благодаря записанным на магнитофонную ленту и доносящимся изнутри звукам процесса его изготовления эта внешне «<чистая» форма оказывается гибридом, включающим в себя — на правах дополнений — историю, память, структуру, звук и технологический процесс, обеспечивший появление этого якобы самодостаточного объекта.